ДОСТАК-Гарантия-Холдинг
(ДОРАНТИ-Холдинг)
Организационная концепция
Ключевой проблемой для множества малых и средних предприятий является привлечение недорогих и доступных кредитных ресурсов для расширения либо модернизации производства. И даже в тех случаях, когда экономическая целесообразность проекта не вызывает сомнения, банки или другие кредиторы требуют обеспечения, как правило залога или гарантии. Зачастую этот барьер соискателю кредита преодолеть невозможно - собственные активы потенциального заемщика недостаточны, а те, что есть, мало интересны кредитору или поручителю. В результате проигрывают все, и в первую очередь - потребитель.
Именно поэтому целесообразно создать гарантийный механизм нового типа, способный объединить на выгодных для всех условиях ресурсы потенциальных потребителей производимой предприятием продукции, как юридических, так и физических лиц, как собственно конечных покупателей этой продукции, так и коммерсантов, закупающих ее для перепродажи, а также обслуживающих товарный и финансовый оборот производящего ее предприятия.
Продемонстрируем ДОРАНТИ-Подход (от ДОРАНТИ = ДОстак + гаРАНТИя, где ДОСТАК = Доля в Общинной Собственности - Товарный Антиинфляционный Контракт) на гипотетическом примере конкретной птицефабрики, являющейся одним из претендентов на обретение статуса Первой Народной Птицефабрики.
В целом ситуация на фабрике может быть представлена следующим образом:
· администрация района и региона, связывающие с запуском фабрики надежды на поступление налогов в бюджет, создание рабочих мест, оживление экономической ситуации;
· коммерческие фирмы, занимающиеся сбытом куриного мяса: возможность приобретения качественной продукции по цене даже на рубль дешевле цены оптового рынка вполне интересна для них, здесь же резерв снижения цены составляет едва ли не 50 процентов;
· юридические и физические лица - конечные потребители куриного мяса. Их интерес очевиден: качественная продукция по минимальной цене с доставкой на дом (в ресторан, перерабатывающий цех и т.п.) в парном или охлажденном виде;
· коммерческий банк, через который осуществляются расчеты фабрики по закупкам и продажам;
· страховая компания, осуществляющая полную страховую защиту имущества и производственного процесса фабрики;
· логистические (транспортно-распределительные) организации, доход которых составляет транспортно-складское обслуживание фабрики;
· поставщики кормов, топливно-энергетических ресурсов, строительные подрядчики и иные юридические и физические лица, связывающие свои доходы с восстановлением работоспособности фабрики;
· кредитные организации и лица, рассчитывающие на надежного заемщика с внушительными текущими финансовыми оборотами;
· собственно ДОРНАТИ-Холдинг, объединяющий пайщиков, заинтересованных в получении доходов не от поддержки конкретных предприятий, а от доходов системы в целом (при этом доходы ДОРАНТИ-Холдинга могут возрастать быстрее, нежели доходы его специализированных подразделений, поскольку по мере становления любой системы гарантий она может гарантировать значительно больший объм обязательств в сравнении с капиталом, которым она располагает);
· наконец, потенциальные акционеры и пайщики фабрики.
Суть ДОРАНТИ-Подхода заключается, в самом общем виде, в следующем:
1. Создается специализированный паевой ПНП-ДОРАНТИ-Фонд (от ПНП - Первая Народная Птицефабрика), который объединяет гарантов возвращения кредита (в размере до 5 миллионов долларов) на следующих условиях:
· участники ПНП-ДОРАНТИ-Фонда получают (после погашения кредита) "вечное" право на приобретение, скажем, 50 процентов продукции птицефабрики по технической себестоимости (для сегодняшнего дня эта сумма составляла бы 19 рублей за килограмм), в период до погашения кредита они получают право на приобретение этой продукции с эксклюзивной скидкой, представляющей интерес для них и не разрушающей схему возврата кредитных вложений (Вариант: участники ПНП-ДОРНАТ-Фонда становятся собственниками 50 процентов имущества фабрики и получают в свое распоряжение половину производимой ею продукции, в соответствии со схемой Пай-Бюджет-Продукта). При этом по мере становления ДОРАНТИ-Системы основной упор в процессе привлечения участников Фонда будет делаться на физических лиц, постоянных покупателей (в данном случае) куриного мяса для собственного потребления;
· "наполнение" ПНП-ДОРАНТИ-Фонда будет согласовано с гарантирующим банком и может включать в себя как денежные депозиты, опционы, векселя, так и приемлемые для банка залоги и иное обеспечение;
· каждый вклад в ПНП-ДОРАНТИ-Фонд осуществляется в форме приобретения пая Фонда, дающего право на получение (на льготных условиях) конкретной доли производимой Фондом продукции.
ДОРАНТИ-Подход в представленном виде интересен, по нашему убеждению, всем:
1. Пайщикам ДОРАНТИ-Фонда, поскольку, не вкладывая в дело ни гроша (их активы будут депонированы в гарантирующем банке и, возможно, приносить даже некоторый доход) в практически безрисковое дело, они становятся обладателями "кормящей" собственности на продукцию, стоимость которой исчисляется сотнями тысяч долларов ежегодно.
2. Собственникам фабрики - поскольку, вложив всего 0,5 миллиона долларов, они становятся обладателями производственного комплекса, который стоит на порядок больше, и хоть частью дохода придется делиться с пайщиками ДОРАНТИ-Фонда, оставшаяся часть гарантирует им дивиденды едва ли не в 100 процентов ежегодно.
3. Менеджерам фабрики - поскольку они получают дееспособный комплекс с гарантированным сбытом (по крайней мере на половину произведенной продукции, поддерживаемой также и оборотным капиталом), ибо их гонорар входит в понятие технической себестоимости.